Александр Голлай Alexander Hollay

Техника — это сложная иерархическая система. Тех­нические системы низшего ранга входят в состав систем более высокого ранга, а те в свою очередь входят в системы еще более
высокого ранга и т. д. В табл.  приведена одна из важных схем иерархии технических систем. Ранги в этой таблице крупные, каж­дый из них можно разделить на несколько более мелких. Однако
и по этой таблице видно, сколь высока иерархическая лестница технических систем.

 

Ранг Название системы Пример Аналог в природе
15 Однородное вещество Химически чистое железо Простое вещество (азот, кислород)
14 Неоднородное вещество Сталь Смеси, растворы (морская вода, воздух)
13 Однородная деталь (при разделении образует однородные части) Проволока, ось, балка

Углеродная цепь

-С-С-С-С-С-С-

12 Неоднородная деталь (при разделении образует неодинаковые части) Винт, гвоздь

Несимметричная углеродная цепь

-С-С-С-С-С-С-С-

11 Пара деталей Винт и гайка, ось и колесо Молекула, образованная разными радикалами
10 Узел Ось и два колеса (по­является новое свойство — способность качения) Сложные молекулы, полимеры
9 Однородный меха­низм (совокупность узлов, позволяющая изменить энергию и вещество, не меняя их вида) Винтовой домкрат, тележка, парусное
оснащение, часы, трансформатор, би­нокль
Молекула гемоглоби­на, способная транспортировать кисло­род 
8 Неоднородный меха­низм (совокупность
узлов, позволяющая осуществлять пере­вод энергии и веще­ства одного вида в другой)
Электростатический генератор, двигатель
внутреннего сгора­ния
Молекулы ДНК, РНК, АТФ
7 Машина Локомотив, автомо­биль, самолет Клетка
6 Агрегат Локомотив, вагоны, рельсовый путь Органы тела: сердце, легкие и т. д. 
5 Предприятие Завод, метро, аэро­порт Организм
4 Объединение Аэрофлот, автотран­спорт, железнодорожный транспорт Класс
3 Отрасль Транспорт (все виды) Тип
2 Техника Вся техника (все от­расли) Фауна
1 Техносфера Техника + люди + ре­сурсы + система потребления Биосфера

Характеристики технической системы любого ранга в принци­пе зависят от влияния характеристик технических систем всех других рангов, как «вышестоящих», так и «нижестоящих». Взаимное влияние очень сильно на дистанциях в 1—2 ранга и, естественно, значительно слабее на дальних дистанциях, однако в той или иной мере оно всегда сохраняется. 

Изобретательская задача чаще всего возникает вследствие по­явления потребности в улучшении той или иной характеристики конкретной технической системы. Формулировка задачи оказывается привязанной к системе определенного ранга, и изобретатели пытаются решить задачу путем изменения системы, указанной в условиях задачи. Между тем во многих случаях менять надо систему совершенно иного ранга — более высокого или более низ­кого (как в медицине: если болит голова, то совсем не обязатель­но лечить надо голову). Бывают ошибки и противоположного ха­рактера: изменяется система, значительно удаленная по шкале рангов от данной, хотя для решения достаточно изменить имен­но ее. Положение осложняется еще и тем, что реальные технические системы обычно включают много систем одного и того же ранга.


Так, двигатель внутреннего сгорания (система 8-го ранга) состоит из десятков однородных механизмов (систем 9-го ранга) и сотен узлов, пар и деталей (систем 10—13 рангов). Если, например, перегревается какой-то механизм, не обязательно изменять именно его: решение задачи может заключаться в изменении всей систе­мы, одного из механизмов или же узла, пары, детали. Так возни­кает неопределенность: какой бы объект не назывался в задаче, всегда кроме него существует множество других, каждый из кото­рых может оказаться «очагом» возникновения задачи, а поскольку все эти объекты могут быть изменены множеством способов, общее количество вариантов, среди которых находится единственно нуж­ный, чрезвычайно велико даже для задачи средней трудности.

Источник: Альтшуллер Г.С. Дерзкие формулы творчества // Дерзкие формулы творчества: сб. Петрозаводск: Карелия, 1989. С. 20-95.

   
© DomTRIZ.ru